CATIA и основатели Dassault Systemes

CATIA — система автоматизированного проектирования (САПР) французской фирмы Dassault Systèmes.

CATIA V1 была анонсирована в 1981 году,

CATIA V2 – в 1985 г.,

CATIA V3 – в 1988 г.,

CATIA V4 – в 1993 г.,

CATIA V5 – в 1999 г.,

CATIA V6 – в 2008 г.

Компания Dassault Systèmes была создана в 1981 году, как член Dassault Group.

Основными продуктами компании являются пакеты:

CATIA— система автоматизированного проектирования. CATIA — ведущее решение, обеспечивающее исключительное качество проектирования всем производственным компаниям, от изготовителей комплексного оборудования и их поставщиков до небольших независимых предприятий;

ENOVIA — обеспечивает новый уровень цифрового 3D-сотрудничества в компаниях любого размера, позволяет им полностью контролировать процессы разработки и управлять жизненным циклом продукции любой сложности;

DELMIA — позволяют предприятиям всех отраслей виртуально определять, планировать, создавать и контролировать любые производственные процессы. На всех этапах: от ранних стадий планирования и имитационного моделирования сборки до полного определения производственного оборудования;

SolidWorks — система автоматизированного проектирования. Является лидером на рынке трехмерных систем автоматизированного проектирования. Эти простые в использовании 3D-решения помогают специалистам по проектированию и инжинирингу создавать инновационные товары будущего;

SIMULIA — это масштабируемое портфолио решений для реалистичного моделирования, включающее приложения CATIA Analysis, пакет программных продуктов Abaqus для анализа методом конечных элементов, многодисциплинарные решения для работы со сложными инженерными задачами и PLM-решения для управления данными имитационного моделирования, процессами и интеллектуальной собственностью;

3DVIA — призван расширить и облегчить доступ к 3D, обеспечив с помощью веб-ресурсов возможность любому индивиду использовать эти технологии в повседневной жизни, на работе и дома;

3DSwYm — позволяет частным лицам и организациям любого размера просто и быстро создавать полное облачное окружение, поддерживающее социальные инновации. Сотрудники компаний, их партнеры, поставщики, потребители и др. могут стать активными участниками инноваций, способствуя расширению и пополнению эко-системы;

Exalead — ведущая платформа, обеспечивающая поиск и доступ к информации. Свыше 250 компаний и 100 млн. отдельных пользователей во всем мире ежемесячно используют платформу CloudView Exalead для поиска и управления информацией.

Прежде чем говорить об особенностях технологий автоматизированного проектирования, заложенных в CATIA, я не могу не сказать с глубоким уважением о людях, создавших группу компаний Dassault Group.

Марсель Дассо

Марсель Дассо Марсель Дассо_

Годы жизни: 1892–1986

ДАССО (Dassault — до 1949 Блох (Bloch) Марсель (1892-1986), французский авиаконструктор и предприниматель.

Марсель Блох, как на самом деле звали Марселя Дассо, родился 22 января 1882 в Париже, в семье еврейского врача.

Его роман с авиацией начался в 1909 году, когда в 17-летнем возрасте он стал свидетелем полета аэроплана одного из братьев Райт вокруг Эйфелевой башни. В 1913 г. он окончил первую во Франции школу авиаинженеров.

Марсель Дассо_2

Во время 1-й мировой войны проходил военную службу в лаборатории Шале-Медон, где участвовал в проектировании самолетов. В 1915-1916 годах разработал воздушный винт Éclair, патент на который продал фирме Caudron, которым оснащались многие французские самолеты того времени.

В 1918 Блох, совместно с Potez создал двухместный истребитель SEA-4, с Bleriot в 1928 — бомбардировщик MB-60.

В 1930-1931 гг. была основана компания Avions Marcel Bloch, а ее первыми проектами стали почтовые монопланы с верхним расположением крыла «Блох M.B.60» (позднее M.B.61) и M.B.71. В 1932 г. для участия в соревновании Министерства авиации Франции на лучший специальный санитарный самолет был сконструирован «Блох M.B.80». Затем последовал заказ на серийное производство, и первый из 20 серийных самолетов М.В.81 был поставлен в 1935 г. Этот тип самолетов широко использовался в Африке и на Среднем Востоке.

В 1937 его фирма была национализирована и вместе с концерном Bleriot вошла в группу Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Sud-Ouest (SNCASO), где Блох занял руководящий пост. До начала войны было разработано несколько моделей бомбардировщиков и истребителей.

К началу Второй мировой войны военные самолеты Марселя Дассо составляли основу воздушного флота Франции.

В 1940 Дассо арестован немцами. Как еврей, он был депортирован в Бухенвальд во время Второй мировой войны, отказавшись сотрудничать с немецкой авиационной промышленностью.

В 1945 г. Marcel Bloch возвратился на родину из германского концентрационного лагеря Бухенвальд и возглавил фирму General Aeronautique Marcel Dassault (GAMD; Дассо — его подпольная кличка во Французском Сопротивлении).

Несмотря на разбивший его после концлагеря паралич, Блох продолжил конструировать самолёты.

После войны врачи запретили ему есть практически все любимые блюда, пить и курить. Француз все время мерз и даже летом ходил в зимнем пальто и шарфе. Ему сделали несколько операций на глазах, и все равно с годами он почти полностью ослеп. Тем не менее, он прожил 94 года и стал крупнейшим экспортером вооружения во Франции.

После войны в авиации началась реактивная эра.

В рекордные сроки для французских ВВС был разработан двухдвигательный транспортный самолет MD-315 Flamant, взлетевший в феврале 1947 г. Затем фирма в инициативном порядке начала разработку реактивного истребителя-перехватчика.

Первым итогом этой работы стал MD.450, построенный в декабре 1947 года. Первый прототип совершил полет в феврале 1949 года с английскими турбореактивными двигателями Роллс-Ройс Nene Mk.102. После успешных испытаний ВВС Франции заказали 450 самолетов для серийного производства. И в декабре 1951 года вышел первый серийный MD.450, получивший в ВВС имя Ouragan (Ураган) и находился на вооружении до 1961 года, до полной его замены MD.454 Mystere IV. MD-450, поставленый Индии и Израилю, стал первым экспортным успехом Дассо и Франции.

Ouragan послужил предшественником семейства Mystere-Etendard. Mystere II стал первым французским самолетом, преодолевшим звуковой барьер, а Mystere IV помог добиться признания для Dassault, когда США заказали 225 самолета как часть соглашения NATO. Etendard IVМ и его преемник, Super-Etendard, были выбраны для оснащения авианосцев Foch и Clemenceau.

Программа Мираж III, начатая в 1950-х, вывела Dassault на скорости больше 2 М, стимулируя экспортный успех семейства боевых самолетов Мираж. К 1956 году компания Dassault создала бестселлер французской авиапромышленности – истребитель Mirrage III, который в модифицированных версиях производится до сих пор.

Выдающееся чутье подсказало Марселю Дассо в начале 1960-х создать реактивный самолет для бизнес-авиации – им стал джет Falcon 20. Компания Pan American пришла в восторг от самолета и закупила сразу 160 машин. С середины 60-х годов французские бизнес-джеты прочно заняли свою нишу на рынке США и остального мира. А усовершенствованная версия Falcon 20-5 летает и поныне.

Шестидневная война Израиля с арабскими странами в 1967 подтвердила репутацию Дассо, как изготовителя качественных самолетов.

Вклад программы Мираж IV в стратегическую ядерную программу Франции дал Dassault возможность приобрести новую технологию, особенно в области высоких температур. Разнообразие исследований по вертикальному взлету (Мираж III V) и крыльям изменяемой стреловидности (Мираж G) — уникальное достижение для компании. Параллельные разработки самолета со стреловидным крылом привели к Миражу F-1, который впоследствии поступил на вооружение одиннадцати национальных ВВС во всем мире.

Под руководством Марселя Дассо разработано и построено около 90 самолетов, в т. ч. сверхзвуковые истребители серии «Мираж», стратегические бомбардировщики и т. д. Награжден медалью Гуггенхеймов (1976).

80-е годы прошлого столетия стали новой вехой в истории компании.

Марсель Дассо_3

Именно в это время появляются на свет, наверное, самые продаваемые джеты корпорации – Falcon серии 900 и 2000. Начало было положено 27 мая 1984 года, когда на Парижском авиашоу Dassault Aviation (Avions Marcel Dassault — caмолётостроительная фирма Франции) заявила о разработке нового межконтинентального самолета. Прототипом Falcon 900 послужила серия Falcon 50. Опытный образец, названный Spirit of Lafayette, совершил свой первый полет 21 сентября 1984 года. Полет второй модели состоялся 30 августа 1985 года. Этот самолет совершил беспосадочный перелет из Парижа до Литтл-Рока, штат Арканзас, США. 14 марта 1986 года Falcon 900 был сертифицирован во Франции, а 21 марта получил сертификат Федерального управления гражданской авиации США (FAA). С декабря 1986 года начались поставки новых самолетов клиентам. Затем Dassault Aviation разработала усовершенствованную модель Falcon 900B, а потом и Falcon 900C с более совершенной авионикой Honeywell Primus 2000. Следующая модификация – Falcon 900EX был представлен на NBAA в Новом Орлеане в октябре 1994 года. Он был построен на базе Falcon 900B. Прототип был завершен 13 марта 1995 года и совершил первый полет 1 июня. После 350 часов испытательных полетов, 31 мая 1996 года, он был сертифицирован.
В июне 1989 года Dassault Aviation объявила о создании нового самолета, разработанного на базе модели Falcon 900. От прототипа его отличали укороченный фюзеляж и форма крыла. Значительные изменения претерпела хвостовая часть. 4 октября 1990 года Dassault Aviation начала программу Falcon 2000. Первая модель Falcon 2000 появилась в 1993 году в Bordeaux-Merignac. А в 1994 году начались поставки новой модели заказчикам.
По мере активизации полетов между Европой и Ближним Востоком, Европой и Америкой обнаружили, что самолету недостает дальности, особенно с учетом господствующих ветров. Решением этой проблемы стала модификация Falcon 2000ЕХ с увеличенным на 30% запасом топлива, в результате чего на 25% возросла дальность и на 10–15% – стоимость.
В новом тысячелетии линейка из двух основных серийно выпускаемых моделей – Falcon 2000 и Falcon 900 – была окончательно унифицирована по двум модификациям – EX и DX. Сегодня самые последние версии – это Falcon 2000DX и Falcon 900DX.

И, наконец, начало второго тысячелетия ознаменовалось для компании еще одним значимым событием. Так, 2005 год прошел для Dassault под знаком «7X» – первенца нового семейства Falcon. Новый Falcon 7X впервые появился на публике на авиасалоне в Ле-Бурже и, можно сказать, произвел впечатление. Об этом говорят и цифры. С момента передачи покупателю в конце июня 2007 года первого 7Х, рыночная цена которого составляет $37,5 миллиона, компания уже получила заказы на 200 самолетов. Так, что в будущее можно смотреть с оптимизмом!

Монетный двор Франции 26 июня 2010 года выпустил монету, посвященную легенде новейшей истории Франции – Марселю Дассо. Французский монетный двор выпустил очередную серию коллекционных монет. Их дизайн одинаков, отличие состоит в номинале и технических характеристиках.

На аверсе монет изображен портрет Дассо, указаны годы его жизни: «1892 – 1986» и надпись «MARCEL DASSAULT». Реверс монеты украшает изображение и чертёж знаменитого истребителя Mirage III, который начал выпускаться в 1950-х годах. Рядом с самолётом — автограф инженера и год выпуска монеты «2010».

Коротко о монетах:

Номинал: 10 евро/ 20 евро/ 50 евро/ 100 евро/ 500 евро
Дата выпуска: 26 июня 2010 г.
Металл: авиаметалл (NiCuFe)/ Ag 950/ Au 920/ Ag 920/ Au 999,9
Тираж: 20.000/ 2.000/ 1.000/ 500/ 99
Масса: 23,7 г/ 39,96 г/ 8,45 г/ 327,6 г/ 155,5 г
Диаметр: 37 мм/ 37,0 мм/ 22,0 мм/ 75,0 мм/ 50 мм
Качество чеканки: Proof
Французский монетный двор (Париж)

Марсель Дассо_10 евро_аверс10 евро, аверс Марсель Дассо_10 евро_реверс10 евро, реверс
Марсель Дассо_20 евро_аверс20 евро, аверс Марсель Дассо_20 евро_реверс20 евро, реверс
Марсель Дассо_50 евро_аверс50 евро, аверс Марсель Дассо_50 евро_реверс20 евро, реверс
Марсель Дассо_100 евро_аверс100 евро, аверс Марсель Дассо_100 евро_реверс100 евро, реверс
Марсель Дассо_500 евро_аверс500 евро, аверс Марсель Дассо_500 евро_реверс500 евро, реверс

Серж Дассо

Серж Дассо

Серж Дассо (фр. Serge Dassault; род. 4 апреля 1925) — влиятельный французский бизнесмен и консервативный политик, миллиардер. Сын авиаконструктора и предпринимателя Марселя Дассо, от которого унаследовал группу Groupe Dassault. Член партии Союз за президентское большинство Франции, как и его сын Оливье, который является депутатом Национальной ассамблеи. Мэр города Корбей-Эссон, южного пригорода Парижа. В 2004 Серж Дассо помог в финансировании строительства исламского культурного центра (состоящего в основном из мечети) в городе Корбей-Эссон, вложив свои средства.

Семейные традиции нашли свое продолжение. Сын Марселя, Серж продолжил разработку и производство самолётов, и даже сам испытывал их. В семьдесят с лишним лет он поднимал в воздух один из “Миражей” своей фирмы на авиасалоне в Сингапуре. Корпорация “Dassault Aviation Group” занимает четвертое место в рейтинге производителей бизнес-джетов, контролируя около 17% мирового рынка. До 1999 года Серж Дассо был президентом компании, но затем ушел с этого поста по возрасту: в уставе фирмы сказано, что ее главой может быть человек не старше 75 лет. Впрочем, Серж стал почётным председателем и советником руководства, и к его рекомендациям привыкли прислушиваться, но быть просто консультантом миллиардеру показалось мало. Он решил податься в политику – стать парламентарием от консервативной партии, баллотировался в Национальную ассамблею и продолжил начатую отцом (о чем мы не упомянули выше) практику скупки региональных газет.

Серж Дассо_1 Серж Дассо_2

Семье Сержа Дассо принадлежат контрольные пакеты акций в таких концернах, как:

  • Dassault Aviation (50,21 %)
  • Dassault Systemes (45,1 %)
  • Lagardere Active (20,0 %)
  • Dassault Developpement
  • Dassault Communication — коммуникации
  • Sogitec — технологии
  • Dassault Falcon Jet — подрядчик военных самолётов Фалкон
  • Dassault Falcon Service — техобслуживание самолётов
  • Dassault Multimedia — дизайн
  • Dassault Investissements — финансы
  • SABCA — бельгийский аэрокосмос
  • Socpresse (87 %) — издательская группа (журнал L’Express)

Семейным бизнесом на данный момент занимается сын Сержа и внук Марселя – Лоран Дассо.

Лоран Дассо

Но этот, молодой еще мужчина, решил спуститься “с небес на землю”. Он взял на себя осуществление проекта по созданию электромобиля. Специально для этого была создана компания SECVE.

Примечание: При подготовке настоящей статьи использованы материалы со следующих сайтов:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/113714

http://www.planers32.ru/mc_47.html

http://luxury-info.ru/avia/airplanes/articles/frantsuzskie-bestselleri-ot-dassault-aviation.html

http://news.euro-coins.info/2010/10/4605/

http://www.3ds.com/ru/products/

http://kackad.com/kackad/?p=12937

Александр Малыгин

Объект обсуждения - программное обеспечение для выполнения автоматизированного конструкторского и технологического проектирования, разработки управляющих программ, вопросы, связанные с разработкой прикладных САПР.

Комментарий “CATIA и основатели Dassault Systemes

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *